Журнал КОМТРАНС

Александр Солнцев Фото автора На технологических тропинках Впереди замаячили горы песка и экскаваторы. Мы движемся по технологической дороге на полнопри- водном (8х8) самосвале MAN TGS 41.480 к точке загрузки. Место действия – Нефтеюганский район, примерно 170 км от Сургута в сторону Тюмени, Мало-Балыкское месторождение, где трудится тех- ника АО «Сибитек». «Переключайся в ручной ре- жим», – говорит мне водитель Стас. Сие действие продиктовано не только должностной инструкци- ей, предписывающей на труднопроходимых участ- ках дороги в обязательном порядке остановиться и включить понижающую передачу в «раздатке», блокировать дифференциалы (не обязательно все) и перевести селектор роботизированной КП MAN TipMatic в положениеM, но и просто здравым смыс- лом (собственно, первое вытекает из второго). Ведь старый добрый «робот» ZF AS-Tronic, а это именно он скрывается под названием TipMatic, несмотря на перепрошивку электронных мозгов под режим Off-road, еще не научили видеть, и в режиме «авто- мата» в самый неподходящий для этого момент он СУРГУТСКИЙФОРМАТ может переключиться вверх со всеми вытекающи- ми отсюда последствиями… Кстати, если автомо- биль все же «застрял, накренился или съехал с до- роги», та же инструкция предписывает водителю не пытаться выехать самостоятельно, а дождаться помощи. В противном случае «он несет полную ма- териальную ответственность за нанесение матери- ального ущерба предприятию». Вот почему в АО «Сибитек» ждут появления на MAN’ах куда более продвинутого преемника AS-Tronic – новой модульной АМКП ZF TraXon, в частности, ее версии TraXon Dual с двумя дисками сцепления, позволяющей в значительной степени избежать прерывания потока мощности при пере- ключении передач. Более того, Саламбек Маигов, генеральный директор АО «Сибитек», считает, что на внедорожных грузовиках лучше вообще исполь- зовать бесступенчатые трансмиссии, будь то ГМП или вариатор, поскольку в условиях бездорожья они обеспечивают корректную передачу крутящего момента на элементы трансмиссии. А это немало- важный фактор для движения на местных слабо­ несущих песчаных грунтах, особенно на подъемах. В этом, кстати, и заключается одна из особенностей 50 6 [138] 2017 КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ К о м т р а н с Эксплуатация Или особенности западносибирского майнинга

RkJQdWJsaXNoZXIy MTIwNTI1