knopka
BW 2020 728ru

До сего момента изготовлением электробусов в Беларуси занимался только холдинг «Белкоммунмаш», в то время как МАЗ специализировался лишь на дизельной и газомоторной пассажирской технике. Однако на прошедшей в начале мая выставке достижений белорусской науки и техники минчане продемонстрировали Александру Лукашенко первый опытный образец собственного электробуса МАЗ-303Е10. Как видно из названия, он имеет прямое отношение к новейшему семейству городских низкопольных автобусов третьего поколения. В частности, кузов и вся ходовая часть электробуса полностью унифицированы с 12,5-метровым дизельным автобусом МАЗ-303.266.

«Электрификация» автобуса третьего поколения не заняла много времени, поскольку проектирование кузова 300-й серии изначально велось в расчете на его применение как для дизельных, так и для электрических модификаций. Из соображений унификации и снижения себестоимости минчане не пошли на использование электропортального моста с мотор-колесами, сохранив обычный автобусный мост, связанный с тяговым электродвигателем ZF CeTrax карданной передачей. Номинальная мощность этого двигателя составляет 272 л.с., а за его питание отвечают литий-железо-фосфатные батареи, скомпонованные в несколько блоков на крыше и в шахте моторного отсека. Поскольку электробус ориентирован на ночную подзарядку в парке, то запас энергии в батареях сделан солидным: 285 кВт⋅ч. Минчане заявляют, что этого хватит примерно на 300-километровый пробег, но это явно без учета работы системы отопления в зимний период, которая здесь сделана полностью электрической.

Существенный вес батарей заставил уменьшить на два десятка пассажиров полную вместимость электробуса в сравнении с дизельным автобусом с похожей планировкой салона. Таким образом, число мест у МАЗ-303Е10 получилось равным 30/72. И, разумеется, первый демонстрационный образец электробуса минчане постарались сделать максимально презентабельным, по максимуму «напичкав» опциями: двери с «теплыми кнопками» для их самостоятельного открывания пассажирами и бесконтактной системой противозащемления, система освещения салона с регулируемой яркостью, USB-розетки и т.д. Не обделили вниманием и водителя, установив для него поворотное кресло с пневмоподвеской и массой регулировок, цифровую «приборку», регулируемую вместе с рулевой колонкой, «дворники» с датчиком дождя и зеркала с электроприводом.  

Первый заказ на свои электробусы мазовцы уже получили, поскольку прямо на презентации Александр Лукашенко поручил заводу изготовить для Беларуси 10 таких машин в срок до мая 2021 года. О перспективах же МАЗ-303Е10 на российском рынке говорить пока рано, но очевидно, что основным его конкурентом здесь станет Волгабас СитиРитм 12E, построенный по той же самой концепции ночной подзарядки в парке.

MAZ 11

MAZ 12