knopka
BW 2020 728ru

Эта мысль, высказанная Оливером Блюме (Oliver Blume), главой Porsche, на конференции Handelsblatt Auto-Gipfel 2019, прошедшей в Штутгарте (Германия), прошла красной нитью через выступления и других спикеров. Александер Хитцингер (Alexander Hitzinger), например, отвечающий за направление автономного вождения в концерне «Volkswagen», призвал собравшихся пока не ждать того момента, «когда автомобиль-робот сможет полностью самостоятельно передвигаться при любых географических и погодных условиях по незнакомой местности». Кстати, участники конференции признали, что затраты на проекты по автономности будут огромными. Поэтому лидеры отрасли предпочитают работать совместно: Volkswagen заключил альянс с Ford, а Daimler и BMW создали совместное предприятие. 

В общем случае под «автоматизацией» пронимается наличие в базовой комплектации легкового автомобиля, грузовика, автобуса многочисленных ассистирующих систем, которые также приято именовать системами активной безопасности и помощи водителю. Но это должны быть не только привычные нам адаптивный круиз-контроль или система экстренного торможения при критическом сокращении дистанции. Так, например, в кулуарах конференции представителями фирмы «Bosch» была показана система автоматической парковки, когда автомобиль самостоятельно находит место даже на многоуровневой, а потом сам приезжает к владельцу, находящемуся у выездных ворот... Кстати, в Штутгарте такая парковка открылась летом нынешнего года. Но после четырех (!) лет испытаний и особого разрешения от властей.

Кроме того, говоря о проблемах автономности, Патрик Аяд (Patrick Ayad), возглавляющий в международной адвокатской конторе «Hogan Lovells» отдел автомобильного транспорта и мобильности, предложил, прежде чем ответить на вопрос «когда появятся автономные автомобили», задуматься о том «где они появятся». И дело тут не только в технической реализуемости и экономической целесообразности эксплуатации, но и в весьма существенных правовых аспектах. Посему юрист считает, что добро от властей будет легче получить, когда речь будет идти об автономном движении в относительно ограниченном пространстве: на парковках, включая многоуровневые, на грузовых терминалах и складах, в карьерах и шахтах. Допустимы шатлы на территории аэропортов или выделенных и огороженных полосах движения между мегаполисом и пригородом, в кампусах университетов, либо в национальных парках (Personal Rapid Transit). Практический интерес представляет возможность движения магистральных автопоездов в автоматизированных колоннах, когда управление осуществляет водитель первой машины. Правда, по мнению г-на Хитцингера, для этого нужен автобан, а движение возможно лишь из одного логистического центра в другой.

Если резюмировать выступления на конференции, у немецких автопроизводителей и их партнеров весьма прагматичный подход к автономному вождению: оно не самоцель, а средство для решения конкретных задач. Вместе с тем, стоит признать, что угрозы беспилотникам от внешних воздействий сохраняются. А значит нельзя исключить использование автономных автомобилей при террористических атаках. Кроме того, тревогу у участников конференции вызывает и нездоровый ажиотаж вокруг темы «беспилотников». Ведь несчастный случай, вызванный каким-нибудь малоопытным стартапом, действующим по принципу «установили на крыше пару сенсоров и поехали», может отбросить автономное вождение на годы назад.

P.S. На иллюстрации схема городской улицы с сайта Министерства транспорта Сингапура

HAG 2019