О необходимости перехода к оной заявил в своем выступлении на 7-ой российской конференции «Коммерческий транспорт 2016», организованной ОАО «АСМ-холдинг» при участии НП «ОАР», Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ. Осуществить сей переход, по мысли Минпромторга, предполагается за счет «сбалансированного комплекса мер господдержки в течение 2016 года», а в его основе – «повышение внутренней конкурентноспособности отрасли для целей последующего выхода на глобальные рынки». Иными словами, ставится задача увеличить долю экспорта в производстве с нынешних 7,7% (данные 2015 года) до 25% к 2025-му.  

Кстати, по оценке Минпромторга РФ, если бы не меры господдержки, в 2015-м авторынок рухнул бы на все 58%, а не на «всего лишь» 35,7% по факту. Здесь архиважно не перейти критическую черту и не допустить снижения объемов рынка ниже 1,6 млн. автомобилей в год. Российский автопром и так уже стоит на пороге деидустриализации: загрузка производственных мощностей в прошлом году не превысила 40%. В то время как общемировой показатель приближается к 85%, в первую очередь, видимо, за счет Северной Америки и Китая, где уровень загрузки производственных мощностей составил 96% и 82% соответственно. В Европе он равен 65%. 

Программа мер господдержки автопрома в 2016-м предусматривает выделение на эти цели 136 млрд. рублей, почти на 30% больше, чем в 2015-м. Основная графа инвестиций – «Блок промышленных субсидий» оценивается в 80,4 млрд. рублей. Здесь надо пояснить, что речь идет о субсидировании иностранных производителей, имеющих в РФ свое производство, дабы избежать начавшегося было исхода. В рамках выполнения обязательств, связанных со вступлением страны в ВТО, иномарки местной сборки обходятся нынче дороже, нежели их импортируемые одноклассники.  

Какие экспортные рынки, помимо, понятно, так называемых стран ближнего зарубежья, имеет в виду Минпромторг? Всего их девять, назовем самые емкие. Это Алжир («потенциальные объемы дополнительных экспортных поставок 22 000 ед., Рено Россия), Иран (11 000 ед., КАМАЗ, ГАЗ. УАЗ, АвтоВАЗ), Египет (8000 ед., АвтоВАЗ, ГАЗ) и Европа (5000 ед., ГАЗ, АвтоВАЗ). Причем, если в случае с Египтом и Европой речь идет о прямом экспорте, то в Алжире и Иране – о сборочных производствах.