В рамках семинара по безопасности дорожного движения, организованного Volvo Trucks в своем родном Гетеборге, представителям СМИ продемонстрировали работу беспилотного мусоровоза на шасси FM. По утверждению представителей шведской компании, «беспилотник», работающий в загруженных машинами и пешеходами городских кварталах, выглядит предпочтительнее с точки зрения безопасности, нежели обычный грузовик с водителем за рулем. Впрочем, таковым его можно считать весьма условно. Скорее речь идет о «semi-autonomous driving», то есть, полуавтономном управлении. Судите сами. Для начала бортовую систему автономного управления надо ознакомить с конкретным маршрутом движения, а это задача водителя. Во время следования по заданному маршруту система с помощью камеры, лидаров и технологии GPS мониторит ситуацию вокруг и в следующий раз «беспилотник» уже знает, куда ему ехать в знакомом районе и где надо остановиться, чтобы загрузить в свое чрево баки с мусором.
На практике это выглядит следующим образом. Доехав до первого бака, водитель активизирует систему автономного управления, выходит из кабины и загружает контейнер в мусороприемник. Далее отдает команду «беспилотнику» и тот задним ходом движется к следующему контейнеру, где операция загрузки повторяется... Почему именно задним ходом? Так удобнее водителю: ему не надо каждый раз обходить мусоровоз для того, чтобы загрузить очередной контейнер. В случае обнаружения на своем пути какого-либо препятствия «беспилотник» останавливается и ждет команды водителя. Помимо аспекта безопасности, разработчики автономного мусоровоза утверждают также, что движение в автономном режиме позволяет оптимизировать переключение передач, руление и скорость движения, что в свою очередь сокращает расход топлива и вредные выбросы.
Разумеется, пока это тестовый проект, который осуществляется в Гетеборге совместно с Renova, компанией по утилизации отходов, и продлится он до конца 2017 года. Однако, лиха беда начало, тем паче, что у Volvo Trucks, это уже не первый опыт c «беспилотниками». Volvo FMX трудится в автономном режиме в угольном разрезе на севере Швеции с осени 2016-го, а в Бразилии беспилотный VM помогает собирать сахарный тростник.
Подробности в ближайшем номере журнала «Комтранс».

T2017 0097

T2017 0098

T2017 0099