knopka
2020 bcv

Новости

До сего момента изготовлением электробусов в Беларуси занимался только холдинг «Белкоммунмаш», в то время как МАЗ специализировался лишь на дизельной и газомоторной пассажирской технике. Однако на прошедшей в начале мая выставке достижений белорусской науки и техники минчане продемонстрировали Александру Лукашенко первый опытный образец собственного электробуса МАЗ-303Е10. Как видно из названия, он имеет прямое отношение к новейшему семейству городских низкопольных автобусов третьего поколения. В частности, кузов и вся ходовая часть электробуса полностью унифицированы с 12,5-метровым дизельным автобусом МАЗ-303.266.

«Электрификация» автобуса третьего поколения не заняла много времени, поскольку проектирование кузова 300-й серии изначально велось в расчете на его применение как для дизельных, так и для электрических модификаций. Из соображений унификации и снижения себестоимости минчане не пошли на использование электропортального моста с мотор-колесами, сохранив обычный автобусный мост, связанный с тяговым электродвигателем ZF CeTrax карданной передачей. Номинальная мощность этого двигателя составляет 272 л.с., а за его питание отвечают литий-железо-фосфатные батареи, скомпонованные в несколько блоков на крыше и в шахте моторного отсека. Поскольку электробус ориентирован на ночную подзарядку в парке, то запас энергии в батареях сделан солидным: 285 кВт⋅ч. Минчане заявляют, что этого хватит примерно на 300-километровый пробег, но это явно без учета работы системы отопления в зимний период, которая здесь сделана полностью электрической.

Существенный вес батарей заставил уменьшить на два десятка пассажиров полную вместимость электробуса в сравнении с дизельным автобусом с похожей планировкой салона. Таким образом, число мест у МАЗ-303Е10 получилось равным 30/72. И, разумеется, первый демонстрационный образец электробуса минчане постарались сделать максимально презентабельным, по максимуму «напичкав» опциями: двери с «теплыми кнопками» для их самостоятельного открывания пассажирами и бесконтактной системой противозащемления, система освещения салона с регулируемой яркостью, USB-розетки и т.д. Не обделили вниманием и водителя, установив для него поворотное кресло с пневмоподвеской и массой регулировок, цифровую «приборку», регулируемую вместе с рулевой колонкой, «дворники» с датчиком дождя и зеркала с электроприводом.  

Первый заказ на свои электробусы мазовцы уже получили, поскольку прямо на презентации Александр Лукашенко поручил заводу изготовить для Беларуси 10 таких машин в срок до мая 2021 года. О перспективах же МАЗ-303Е10 на российском рынке говорить пока рано, но очевидно, что основным его конкурентом здесь станет Волгабас СитиРитм 12E, построенный по той же самой концепции ночной подзарядки в парке.

MAZ 11

MAZ 12


В дилерских центрах марки cтартовали продажи новых модификаций внедорожного грузовика «Садко NEXT» с удлиненной колесной базой (С41А43) и с двухрядной кабиной (С42А43). По сравнению со стандартной версией, начало продаж которой, напомним, датируется сентябрем 2019-го, длина колесной базы увеличена с 3770 до 4515 мм, а общая длина автомобиля – с 6530 мм до 7290 мм. Грузоподъемность шасси составляет 2,95 т (удлиненная база, однорядная кабина) или 2,77 т (удлиненная база, двухрядная кабина). Грузопассажирская модификация оборудована двухрядной кабиной, рассчитанной на семь мест. Уже в базовом исполнении предусмотрена возможность трансформации заднего ряда сидений в спальное место. Дополнительный ящик под сиденьями позволяет удобно разместить личные вещи водителя или членов рабочей бригады.

Появление новых модификаций существенно расширяет возможности по изготовлению различных вариантов специальной техники на базе «Садко NEXT». Увеличение длины при сохранении грузоподъемности позволяет размещать на грузовой платформе крупногабаритные специальные надстройки (краново-манипуляторные установки, подъемники, ремонтное оборудование), при этом остается достаточно места для перевозки груза. Среди наиболее популярных вариантов спецтехники: вахтовые автобусы, самосвалы, автомобили для ремонтных бригад, пожарные машины, автомобильные вышки и краны. Возможность применения коробки отбора мощности как на коробке передач, так и на раздаточной коробке позволяет одновременно устанавливать лебедку и большое количество специальных надстроек.

VS 1 VS 2


Шведская компания подвела итоги 2019 года. По сравнению с 2018-м общий объем поставок техники с эмблемой грифона в мире вырос на 3% по сравнению с 2018-м и достиг исторического максимума - 99,4 тысячи автомобилей. Чистая выручка от продаж также стала рекордной – 152,4 млрд. шведских крон, с увеличением на 11%. Прибыль достигла самого высокого уровня за всю мировую историю Scania – почти 17,5 млрд. шведских крон, а операционная маржа – 11,5%.

По итогам 2019-го Россия заняла пятое место в мире по общему количеству поставленных с завода и зарегистрированных грузовиков (5424 ед, -18,2%), уступив Бразилии, Великобритании, Германии и Франции. Таким образом, доля компании из Седертелье в сегменте тяжелой грузовой техники полной массой свыше 16 тонн среди компаний европейской «Большой семерки» снизилась на 2,2 процентных пункта, составив 22,5%. Напомним, что по итогам 2018-го в рейтинге рынков Scania наша страна стояла на втором месте после Бразилии, а по итогам 2017-го занимала третью строчку после Германии и Великобритании.

Львиную долю в общем объеме поставок традиционно заняли магистральные седельные тягачи. Кроме них в 2019-м в РФ было поставлено 844 самосвала для предприятий строительной и горнодобывающей отрасли (873 ед. в 2018-м). Коммунальные и дорожные службы получили 263 автомобиля (278 ед. в 2018-м). В свою очередь лесозаготовителям было передано 193 автомобиля (214 ед. в 2018-м), из них 128 специализированных сортиментовозов. Заметно, на 46%, выросла доля газомоторной техники: поставлено рекордные 303 ед.

Автобусные перевозчики пополнили свой парк 24 автобусами Scania Touring и Scania Irizar. ЛиАЗ приобрел 85 шасси Scania для моделей ЛиАЗ Вояж и ЛиАЗ Круиз, в том числе 11 на газомоторном топливе. Для сравнения, в 2018-м общие отгрузки полнокомплектных автобусов и автобусных шасси составили 344 ед. Отгрузки индустриальных двигателей сократились с 250 до 177 ед.

В 2019 году выросло количество заключенных контрактов, как на новую технику, так и на автомобили с пробегом - 4565 сервисных контракта, на 18% больше, чем в 2018-м. «Скания Лизинг» профинансировала 50% (2552 ед.) от общего количества проданной техники, прирост по сравнению с 2018 годом составил 2%. Из них 65% автомобилей было реализовано с комплексным предложением «Scania Драйв», включающим в себя помимо финансирования, страхование, систему мониторинга автопарка FMS, обучение водителей и обслуживание техники по сервисному контракту. Ежегодно более 90% реализованной техники Scania подключается к системе Scania FMS: в 2019 году - свыше 5000 автомобилей по всей России. Из года в год растет общий парк подключенных ТС: в 2017 году – 16 843 ед., в 2018 – 24 577, в 2019 году – 30 011 ед.

Сервисная сеть Scania в России увеличилась за рассматриваемый период на четыре станции и насчитывает сегодня 81 СТО, в том числе 53 сервисные станции (СТО), 18 мастерских техобслуживания (МТО) и 10 удаленных сервисных решений на базе предприятий клиентов. Кроме того, Scania первой в России среди компаний EU7 стала активно развивать сеть центров техники с пробегом, где можно приобрести автомобили на лучших условиях финансирования с официальной защитой силовой линии. Ныне  функционируют 11 таких центров – три в Московской области, по одному в Калининграде, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Жигулевске, Екатеринбурге, Новосибирске.

По итогам первого квартала 2020 года в России зарегистрировано 884 единицы техники Scania. Из них 404 автомобиля, то есть почти половина, было профинансировано «Скания Лизинг», в том числе 264 единицы с комплексным предложением «Scania Драйв». Кстати, согласно базовому сценарию прогноза Russian Automotive Market Research, продажи новых грузовых автомобилей (всех марок) в РФ в 2020 году снизятся на 35,1% по сравнению с 2019-м и составят 51,9 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 33%, по пессимистичному – 41,4%.

 MG 0392


По сообщению из Штутгарта, две ведущие компании в сфере коммерческого автотранспорта, разделяющие философию программы «Green Deal» (Зеленый пакт), подразумевающей переход к 2050 году на устойчивые виды транспорта и создание углеродно-нейтральной Европы, подписали предварительное соглашение о создании совместного предприятия. Цель – разработка, производство и вывод на рынок систем топливных элементов для грузовых автомобилей большой грузоподъемности и других сфер эксплуатации. Daimler сконцентрирует в совместном предприятии всю свою текущую деятельность в отношении топливных батареек. Volvo приобретет 50% СП стоимостью около 600 млн. евро с учетом свободных денежных средств.

В рамках совместного предприятия, которое будет вести свою деятельность в качестве независимого и автономного юридического лица, Volvo Group и Daimler Truck станут партнерами с равным долевым участием, оставаясь при этом конкурентами во всех остальных сферах бизнеса. Объединение усилий позволит снизить затраты обеих компаний на разработку и приблизит момент появления на рынке систем топливных элементов для использования в крупнотоннажном коммерческом транспорте и магистральных перевозках. Дабы реализовать цели Green Deal в реалистичные сроки, тем более в условиях сегодняшнего экономического спада, необходимость сотрудничества становится актуальной как никогда раньше.

Чтобы дать толчок совместному предприятию, грузовое подразделение Daimler сконцентрирует всю деятельностью концерна в области топливных элементов в новом подразделении по разработке топливных элементов. Частью данной концентрации будет перенос деятельности компании «Mercedes-Benz Fuel Cell GmbH», располагающей огромным опытом в разработке топливных элементов и систем хранения водорода для различных видов эксплуатации транспортных средств, в Daimler Truck AG.

Предварительное соглашение между Volvo Group и Daimler Truck является необязывающим. Подписание окончательного соглашения предварительно ожидается в III квартале. а заключение сделки – до конца 2020 года.

D plus V


В рамках борьбы с последствиями распространения коронавирусной инфекции Минпромторг сделал заказ на поставку 1200 автомобилей скорой медицинской помощи  (АСМП) на общую сумму 5,2 млрд. рублей, которые планируется распределить между 67 регионами РФ. Исполнителями заказа названы ГАЗ, УАЗ и Ford Sollers. Большую часть заказа (653 ед.) пришлась на долю Ford Sollers. АСМП класса С, оснащенные современным реанимационным оборудованием, будут произведены на базе переднеприводных LCV Ford Transit с длинной базой, дизельным двигателем объемом 2,2 л (125 л.с.) и 6-ступенчатой МКП. Планируется, что первая партия машин поступит на службу медицинских учреждений до конца апреля, остальные – в мае-июне текущего года.

В соответствии с заказом Минпромторга Горьковский автозавод произведёт 473 автомобиля. ГАЗу, который обеспечивает занятость более 20 тысяч сотрудников и заказы для 3,7 тыс. российских поставщиков, этот объем дает около 1,5 дня работы заводского конвейера. Тогда как производитель гораздо менее локализованной зарубежной модели, на российском заводе которого работает как минимум в 10 раз меньше сотрудников, чем на ГАЗе, обеспечен госзаказом на две недели загрузки.

Понятно, что эта ситуация вызвала в руководстве Группы ГАЗ недоумение. В Нижнем Новгороде посчитали также, что такое распределение заказа между российской и американской марками еще и вдвойне абсурдно в свете американских санкций, которые продолжают давить на ГАЗ. Более того, на ГАЗе в целом считают ошибочным план министерства приобретать за высокую стоимость сравнительно небольшое количество дорогих реанимобилей в условиях эпидемии.  Очевидно, что при повышенной нагрузке на медицинскую систему наиболее важно обеспечить быстрый выезд медицинских бригад и оперативную доставку пациентов в больницы. Для решения этой задачи предназначены АСМП класса B или А. При этом машины класса B оснащаются аппаратами ИВЛ, которые необходимы для помощи от пневмонии. Они дешевле реанимобилей, а следовательно могли бы в большем количестве поступить в медицинские учреждения.

В качестве послесловия. С 20 апреля ГАЗ перешел на сокращенный график – завод будет работать четыре дня в неделю. Необходимость введения дополнительных нерабочих дней даже после двухнедельного простоя в первой половине месяца является следствием глубокого падения спроса в секторе коммерческого транспорта. Многие индивидуальные предприниматели, предприятия малого и среднего бизнеса, которые составляют основу клиентской базы ГАЗа, лишились доходов, и резервов для инвестиций в транспорт на ближайшие месяцы у большинства таких заказчиков пока нет. В итоге объем заказов ГАЗа на апрель упал на 70% от среднемесячного уровня, на май-июнь – на 85-90%. Таким образом, загрузка конвейеров и в принципе возможность работы Горьковского автозавода в мае и июне будет зависеть от наличия заказов из госсектора. Если государство примет решение о закупке коммерческих автомобилей и автобусов для нужд различных госучреждений и ведомств, госкомпаний, и если они получат дополнительные стимулы со стороны правительства на замену устаревшей техники в 2020 году, появится возможность загрузки ГАЗа и всей цепочки поставщиков узлов и компонентов, которая включает около 3,7 тыс. российских производителей.

Согласно базовому сценарию прогноза Russian Automotive Market Research, продажи новых легких коммерческих автомобилей в РФ в 2020 году снизятся на 41,4% по сравнению с 2019-м и составят 69,6 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 37,0%, по пессимистичному – 49,1%.

Ford Sollers АСМП 1