knopka
BW 2020 728ru
  НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 2020:    Май    |   2019:    №6 (153)   |  №1 (149)   | 2018:    №4 (144)   | 2017:    №2 (134)   |    №1 (133)      >>> Все номера... 

Май 2020

СПЕЦТЕХНИКА

Речь в данном случае о мусоровозах. А по поводу рати, так это не для красного словца. Никогда прежде за всю историю существования компании на российском рынке не было представлено столь обширное портфолио продуктовых решений, а именно шесть типов мусоровозов с различными колесными формулами и типами надстроек плюс крюковые погрузчики. И это только бренда Mercedes-Benz, а ведь есть еще и Fuso…

Александр Солнцев
Алексей Самойлов
Фото ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» и Александра Солнцева

3

Напомним, реформа отрасли обращения с отходами, которая началась в России 1 января 2019 года, призвана решить проблему незаконных свалок, ввести раздельный сбор мусора и значительно сократить вывозимые на полигоны объемы. Реализация столь масштабных задач потребовала не только иной организации технологического процесса, но и замены существующего парка мусоровозов на более производительную и надежную технику. Активное привлечение инвестиций в отрасль способствовало росту премиального сегмента техники, а стало быть, и увеличению числа иномарок в парке грузовиков, предназначенных для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО). Дабы не быть голословными, обратимся к статистике.

По информации ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», если в 2016 году доля муниципальной техники в общем объеме продаж компаний европейской «Большой семерки» (В7) составляла всего лишь 0,5%, то в 2019-м она уже превысила 2%. При этом прослеживается явный тренд – доля мусоровозной техники стабильно выше, нежели крюковых погрузчиков, что объясняется двухступенчатой системой обращения отходов. Последнее требует некоторого пояснения: на первом этапе маршрутные мусоровозы собирают и доставляют ТКО на перегрузочные и сортировочные станции, а на втором – транспортные мусоровозы вывозят их непосредственно на полигон. Что касается техники, то, по словам Анны Воробьевой, руководителя отдела дилерских продаж ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», на муниципальном рынке В7 наблюдается равный спрос на все колесные формулы автомобилей-мусоровозов (4х2/6x2/6x4), в то время как в сегменте крюковых погрузчиков преобладают машины с колесной формулой 8х4.

Мусоровозы на шасси Mercedes-Benz (по данным производителя)

Tabl Musor

Теперь непосредственно о продуктовой линейке Mercedes-Benz, предназначенной как для эксплуатации в плотной городской застройке, так и для работы вне границ больших городов, включая частный сектор, с различными дорожными условиями. Оная представлена шасси семейств Arocs и Actros. Первые собирают на заводе ДК РУС в Набережных Челнах, а вот шасси Actros для мусоровозной техники пока поступают с головного производства Daimler Trucks в Вёрте (Германия), однако ориентировочно с осени 2020-го их выпуск планируется наладить и в Челнах. Строительное шасси Arocs с оригинальной рамой, отличающейся от Actros иным профилем, толщиной и высотой лонжеронов, представлено в том числе и исполнением Grounder, предназначенным для работы в условиях высоких нагрузок и бездорожья. Узкая рама шириной 744 мм при толщине лонжеронов 9 мм достойно справляется со скручивающими нагрузками. В свою очередь, Actros 2533L 6х2, например, может похвастать отменной маневренностью благодаря небольшой колесной базе и поворотным задним осям разной грузоподъемности.

5 6

МВ Arocs 2033L 4х2 с кузовом овального сечения FAUN VP516 емкостью 16 м³. Колесная база 3900 мм, радиус поворота 7,8 м. Полная масса 19 тонн

7

Это же шасси – МВ Arocs 2033L 4х2, но уже с 16-кубовой надстройкой OMB

Мусоровозы с трехлучевой звездой комплектуются рядными «шестерками» OM 470 и OM 471 мощностью 326, 360 и 421 л.с., которые работают в паре с 12- или 16-ступенчатыми автоматизированными коробками передач PowerShift третьего поколения. К слову, в арсенале этих коробок передач есть режим Power, при активации которого планка момента переключения передач смещается на 100 об/мин выше, позволяя автомобилю достигать большей мощности, причем данная функция автоматически дезактивируется, когда автомобиль преодолевает сложный участок дороги. Все автомобили оснащаются ведущими мостами с допустимой нагрузкой до 16 тонн (крюковый погрузчик Arocs 4142K 8х4). Задняя подвеска на четырех пневмобаллонах снижает поперечные колебания и крены. Кроме того, для повышения устойчивости на всех осях установлены дополнительные стабилизаторы.
Еще одна фамильная черта – телематическая система контроля над автопарком FleetBoard – входит в стандартную комплектацию всех мусоровозов Mercedes-Benz. Она предоставляет полную информацию о рейсах, периодах движения и стоянок, местоположении, пройденном маршруте. Благодаря анализу стиля вождения водителя возможно оптимизировать и повысить эффективность управления автомобилем с целью снижения затрат на содержание автомобиля, а также экономии топлива на 5-15%. Наконец, на силовую линию всех коммунальных Мерседесов предоставляется трехлетняя гарантия (или пробег 250 000-450 000 км в зависимости от модели).

8

Мусоровоз FAUN (VP519) на шасси MB Actros 2533L специально разработан для сбора отходов в условиях плотной городской застройки. Обратите внимание, несмотря на колесную формулу 6х2, он отличается большей маневренностью по сравнению с машинами 4х2. Радиус поворота всего семь метров. Достигается это за счет короткой базы (3400 мм) и задней поворотной оси, выдерживающей нагрузку восемь тонн. Полная масса автомобиля 26 т. Объем кузова – 19 м³

Несколько слов о FleetBoard. Эта телематическая система до сих пор была более знакома владельцам магистральной техники. Однако на коммунальной, особенно мусоровозной технике она не менее эффективна, так как позволяет контролировать всю работу автомобиля, начиная с момента запуска двигателя перед выездом с базы и заканчивая его остановкой при возвращении. Иными словами, система позволяет оценить огромное количество параметров. Вес автомобиля и количество сделанных водителем остановок – это лишь малая часть из них… И не забываем о том, что FleetBoard позволяет также отказаться от фиксированного межсервисного интервала: «умный» грузовик определяет необходимость заезда на сервис, исходя из показаний бортовой системы мониторинга в зависимости от условий эксплуатации.
Вся мусоровозная техника Mercedes-Benz оснащается кузовами с задней загрузкой и предназначена для сбора, прессования и выгрузки ТКО и отдельно собранных отходов, а кузова Zoeller и OMB – и для смешанных отходов. Это наиболее распространенный тип кузовных мусоровозов, в Европе на их долю приходится порядка 70% рынка коммунальных машин. Данный факт объясняется их хорошей приспособленностью для работы в стесненных условиях и возможностью использования там, где не организована контейнерная система сбора бытовых отходов. Обычно конструкция такого типа представляет собой кузов коробчатой формы с прикрепленным к нему шарнирно задним бортом. В его нижней части имеется приемный ковш для загрузки мусора (загрузочный бункер), являющийся основанием для крепления подающей (верхней) плиты прессующего механизма, с которой шарнирно связана поворотная прессующая (нижняя) плита. Для привода обоих элементов служат гидроцилиндры. Загрузка мусора в приемный ковш осуществляется вручную или механизированным способом с помощью опрокидывателя (гидроманипулятора), который обеспечивает выгрузку содержимого стандартных уличных контейнеров различных типов. Внутри кузова находится перемещаемая гидроцилиндром выталкивающая плита, являющаяся одновременно и подвижной передней стенкой.

9

У этого шасси MB Actros 2536L 6х2 величина колесной базы уже 4000 мм, соответственно радиус поворота увеличился до восьми метров. Объем кузова 22 м³, полная масса – 28 т. Отличительная особенность кузовов Zoeller Medium – интеллектуальная система прессования отходов, позволяющая адаптировать мусоровоз под необходимые условия эксплуатации, учитывая сезонность и морфологический состав отходов. Режим прессования меняется в зависимости от типа отходов, таким образом, обеспечиваются высокие показатели прессования вне зависимости от наполненности бункера. Кроме того, в качестве опции мусоровоз оснащен портальным погрузочным устройством для выгрузки бункеров объемом от 4-8 м³. Полная масса 28 т

10

МВ Arocs 3336 6х4 с кузовом OMB объемом 24 м³ с портальным устройством. Колесная база 4200 мм. Полная масса 33 т

Попутно отметим, что одним из главных критериев, определяющих эффективность работы современных мусоровозов, является коэффициент уплотнения (прессования) твердых коммунальных отходов. Чем выше его значение, тем большее количество отходов способна транспортировать машина и тем совершеннее технические решения, воплощенные в ее конструкции. Умная система прессования в мусоровозах на шасси Mercedes-Benz позволяет достигать максимального уплотнения при работе с любым типом отходов – до 1:6. Все элементы кузова, которые должны выдерживать повышенные нагрузки, спроектированы с запасом прочности.
На текущий момент основными производителями надстроек, которые устанавливаются на шасси Mercedes-Benz, являются компании «FAUN», «Zoeller» и «OMB» для мусоровозной техники и компания «Meiller» для крюковых погрузчиков. Попутно надобно отметить, что у продукции FAUN и Zoeller, которая давно известна на российском рынке и зарекомендовала себя с положительной стороны, одна из самых низких стоимостей владения в премиум-сегменте из-за ценовой политики на сервис и запчасти. Тем не менее, по словам Анны Воробьевой, ДК РУС решило вывести на рынок более бюджетную модель из того же премиум-сегмента, при этом нисколько не теряя в качестве. Таким образом родилось сотрудничество с OMB. Итальянскому производителю удалось внедрить ряд нестандартных решений, которые делают оборудование более ремонтопригодным и надежным. Напомним его стандартные технические решения:
– гидроцилидры подъема заднего борта расположены сверху бункера-накопителя – такое расположение гидроцилиндров позволяет наиболее оптимально распределить нагрузки;
– бункер-накопитель имеет особую конструкцию надрамника, что исключает возможность его повреждения даже в самых тяжелых условиях эксплуатации;
– горизонтальное расположение гидроцилиндра выталкивающей плиты значительно продлевает ресурс работы установки;
– элементы гидросистемы и электропроводка расположены в верхней части заднего борта, хорошо защищены от повреждений;
– гидроцилиндры прессующей плиты расположены штоками вверх, что снижает вероятность их повреждения;
– для удобства обслуживания на всех ключевых узлах надстройки предусмотрены сервисные люки/крышки, замена расходников удобнее и производится быстрее. Эти делает оборудование OMB максимально ремонтопригодным и снижает время простоя в случае поломки.

11

MB Arocs 3336 6х4 с надстройкой Zoeller Medium c портальным устройством. Объем кузова квадратного сечения с ребрами жесткости 24 м³

12 13

Крюковый погрузчик Arocs 4142K 8х4 принадлежит семейству транспортных мусоровозов. Предназначен для перевозки в соответствии с нормативами DIN 30722 контейнеров, внутренняя длина которых составляет до 7000 мм. Грузоподъемность кузова Meiller RK30 30 т, полная масса мусоровоза – 48 т

Несколько слов о продажах и сервисе. Кроме стандартных схем в данный момент Mercedes-Benz Trucks в России готовит специальное предложение по финансированию клиентов муниципального сегмента, которое будет максимально соответствовать их потребностями. Здесь же можно упомянуть и получивший признание у перевозчиков сервисный контракт. Для данного вида техники он распространяется только на шасси. Но впервые сервисные контракты касаются не только планового технического обслуживания шасси, но дополнительно и продления общих гарантийных условий с заменой быстроизнашивающихся компонентов. Причем уже готовы 20 вариантов предложений сервисных контрактов для каждой модели шасси в зависимости от годового пробега и выбранного срока действия контракта – два, три или четыре года. Таким образом, можно подобрать оптимальный вариант под любые условия работы.
Однако для понимания особенностей сервисного обслуживания следует учитывать, что установкой надстроек FAUN, Zoeller, OMB и Meiller занимается партнер-кузовостроитель ДК РУС – компания «РГ-Техно» из подмосковных Люберец. Она же оказывает Mercedes-Benz Trucks сервисную поддержку, благодаря чему официальные дилеры Mercedes-Benz обслуживают не только шасси, но и надстройку. Также на российского партнера возложены вопросы обучения персонала покупателей и дилеров по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, а равно и обеспечение техники запасными частями и расходными материалами. Это касается всех 52 дилеров МБ в России.
Разумеется, у читателей может возникнуть закономерный вопрос: почему в модельной линейке отсутствует популярное в Европе низкорамное коммунальное шасси MB Econic с оригинальной каркасно-панельной кабиной автобусного типа с гигантским панорамным ветровым стеклом и двухстворчатой боковой дверью на пневмопоприводе? Такие машины собирают на заводе в Верте на отдельной площадке Merсedes-Benz Special Trucks (MBST) наряду с легендарными Unimog’ами (их производство перебазировали в Верт из Гаггенау в 2002 году) и капотными вездеходами Zetros. Специфика работы Econic’ов заключается в сборе мусорных баков, размещенных вдоль улицы с беспрепятственным доступом. В России мусорные контейнеры размещаются глубоко во дворах жилых домов, и доступ к ним осложнен разного рода препятствиями, например, дворовыми бордюрами, плотно припаркованными личными автомобилями жителей и так далее. Иными словами, эксплуатация Econic’ов здесь была бы не столь эффективной, как в Европе. Именно этим обстоятельством (а не его высокой стоимостью) специалисты ДК РУС аргументируют отсутствие заказов на эту модель со стороны российских коммунальщиков. Хотя несколько подержанных машин все же были ввезены в РФ по серым схемам, но все они зарегистрированы до 2006 года.

 MG 0431

Mercedes-Benz Econic – семейство автомобилей полной массой от 18 до 32 т, куда входят модели с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х4 и 8х4. Основная изюминка машины – оригинальная каркасно-панельная алюминиевая кабина автобусного типа с гигантским панорамным ветровым стеклом и двухстворчатой боковой дверью на пневмоприводе, обеспечивающими вкупе с внешними зеркалами внешнего вида великолепный круговой обзор. В передней части высота рамы снижена, двигатель сдвинут назад, в результате чего кабину удалось посадить максимально низко

Несколько слов о марке Fuso. Благодаря упомянутой выше реформе отрасли обращения с отходами в 2019 году рынок мусоровозов в сегменте полной массы от 5 до 10 тонн среди JK4 (Isuzu, Fuso, Hino, Hyndai) вырос аж на 421,2% и составил 139 ед. (33 ед. в 2018-м). Fuso заняла на нем второе место с долей 20,1% (28 ед.).

***
В текущей рыночной ситуации специалисты ДК РУС прогнозируют, что рынок В7 муниципальной техники в лучшем случае сохранится на прошлогоднем уровне или, что на данный момент представляется более вероятным сценарием, будет меньше рынка В7 2019 года. По прогнозу Russian Automotive Market Research (базовый сценарий), доля иностранной коммунальной техники (помимо мусоровозов сюда входит также разнообразная дорожная и уборочная техника, пожарные машины и т.п.) сократится в 2020 году с 26,5% (2019-й) до 25%.