knopka
BUSWORLD EUROPE72890
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

2019:    №6 (153)   |  №1 (149)   | 2018:    №4 (144)   | 2017:    №2 (134)   |    №1 (133)   | 2016:    №6 (130)       >>> Все номера... 

Комтранс №1 (149) Январь 2019

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

 MG 7184

Что за аббревиатура такая, вправе поинтересоваться читатель. MIS – это стандарты Scania для работы в сегменте горнодобывающей промышленности.

Александр Солнцев / Фото автора

Сертификат соответствия MIS, полученный в 2016 году, красуется в рамке на стене начальственного кабинета ООО «НовоСкан», официального дилерского центра Scania в городе Искитим (Новосибирская обл.). Стало быть, основная его специализация – обслуживание тяжелой самосвальной техники с изображением грифона, а таковой только в районе Искитима насчитывается, по некоторым оценкам, порядка 250 ед. Как известно, европейские производители грузовиков создают в России в основном крупные СТО, однако машины клиентов часто работают вдали от них, что усложняет и удорожает процесс техобслуживания, увеличивает время простоя техники и в конечном итоге снижает рентабельность бизнеса перевозчиков. Дабы минимизировать эти потери, дистрибьютор Scania в России – «Скания-Русь» – разработал и внедрил новый формат так называемых МТО, мастерских техобслуживания, которые открываются в качестве филиалов крупных дилерских СТО Scania в непосредственной близости от мест дислокации крупных парков. Так вот со станцией в Искитиме все обстоит с точностью до наоборот: из небольшого ремучастка, по сути, удаленной мастерской, созданной в 2014 году, она в относительно короткий срок превратилась в полноценную СТО, соответствующую европейским требованиям Scania. Согласитесь, что при такой концентрации самосвальной техники в Искитимском районе вполне логичное решение, не гонять же машины на ТО за 60 верст в Новосибирск!

 MG 7207

С БелАЗов все и начиналось…

 MG 7241

 MG 7233

Продукци ю Искитимского карьера отличает низкое содержание лещадных зерен (одна из ключевых характеристик щебня, описывающая форму зерен, в данном случае толщина и ширина которых меньше их длины в три и более раза). Она востребована в дорожном и жилищном строительстве для производства асфальтобетона и товарного бетона

Мимоездом

SCANIA C ЮБИЛЕЙНЫМ КУЗОВОМ

Речь о тяжелом самосвале Scania G440 B8x4HZ с карьерным кузовом W1MV от польской компании «KH-Kipper», отгруженном горно-обогатительному комбинату на Урале. Он стал 15-тысячным с момента основания предприятия в 1998 году. При этом более двух тысяч из них работает в России. По данным производителя, кузов W1MV для скальных и вскрышных работ с повышенным запасом прочности объемом 25 м3 устанавливается только на шасси Scania. Основное преимущество самосвала Scania G440 B8x4HZ с кузовом KH-Kipper – возможность перевозить любой тип сыпучего груза плотностью до 3,0 г/см3.
3049

Однако мы несколько забегаем вперед. Началось все с того, что угледобывающая компания «Сибирский антрацит» взяла на пробу три карьерных самосвала Scania. Затем на машины шведской марки, что называется, положило глаз Новосибирское карьероуправление, разрабатывающее местный щебеночный карьер. Ранее в его парке эксплуатировалось 12 БелАЗов грузоподъемностью 40 и 45 т, помимо негабаритных размеров отличавшихся еще и изрядной «прожорливостью». За смену каждый самосвал из Жодина сжигал до 300-350 л дизтоплива… В августе 2014-го им на замену пришли 10 карьерных Сканий P440 (8х4) с 20-кубовыми самосвальными платформами KH-Kipper. В зависимости от коэффициента плотности той или иной породы, а также коэффициента разрыхления они могли перевозить до 31 т и с учетом куда более скромного аппетита, чем у БелАЗов, показывали весьма привлекательную экономику перевозок.

 MG 7215

По информации Александра Холодова, технического директора СибТракСкана, среди компаний европейской «Большой семерки» Scania лидирует в Новосибирской области по объемам продаж – общий парк машин этой марки, находящихся в эксплуатации, насчитывает порядка 1780 ед.

 MG 7228

 MG 7238

Один карьерный самосвал Scania делает за смену 13-15 ездок на плече пять км, соответственно, одна ездка – 10 км. При этом он перевозит 420-450 т щебня. Водители отличаются отменным мастерством (спасибо проводимому СибТракСканом обучению). В большинстве случаев бор¬товая система Scania Driver Support, которой оснащены самосвалы, показывает коэф¬фициент эффективности вождения не менее 98%!

Мимоездом

АО «НОВОСИБИРСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ»

Крупнейший производитель известнякового щебня в Сибирском федеральном округе. У компании пять действующих карьеров, в том числе в Искитимском районе. Общие объемы производства превышают четыре миллиона тонн щебня в год. В штате компании более 1000 сотрудников. Изображенный на снимке карьер находится в разработке с 1974 года. По некоторым оценкам, разведанных здесь запасов щебня хватит еще на 30 лет.

 MG 7145

Здесь для понимания решения местных горняков надобно сделать небольшое отступление. Не секрет, что ряд компаний европейской «Большой семерки», в том числе Scania, уже в течение нескольких лет активно разрабатывают тему создания нишевых продуктов, в том числе тяжелых карьерных самосвалов. Унифицированные по агрегатной базе с дорожными самосвалами, такие машины довольно успешно конкурируют с куда более дорогими и негабаритными «карьерниками» легкого класса и шарнирно-сочлененными «дамперами». Одно из важнейших преимуществ такого решения для горнодобывающей отрасли – адаптация автомобилей как к дорогам общего пользования, так и к закрытым рабочим площадкам. В свое время автор беседовал на эту тему со Станиславом Медведевым, лидером команды карьерной техники ООО «Скания-Русь». По его словам, речь идет о стоимости входного билета в сектор горнорудной промышленности. Она намного ниже, если хотя бы на первоначальном этапе использовать тяжелые дорожные самосвалы, а не МоАЗы, БелАЗы и прочие Comatsu с Caterpillarar’ами. Для примера возьмем 90-тонный «карьерник» от Comatsu или Caterpillar. Для того чтобы перевезти аналогичный объем породы, понадобится не менее трех дорожных самосвалов, грузоподъемность которых, как правило, не превышает 30 тонн. Однако первоначальные затраты на приобретение «настоящей» карьерной машины составят порядка 65-70 млн. рублей, в то время как три «дорожника» в сумме обойдутся почти в два раза дешевле. Идем далее. Для эффективной загрузки кузова «карьерника» понадобится экскаватор с 10-кубовым ковшом стоимостью примерно 110 млн. рублей. В нашем случае можно обойтись машиной с ковшом объемом 3-4 м³, цена которой 20-25 млн. руб. Технологическую цепочку снижения первоначальных затрат можно продолжить и шириной дорожного полотна в карьерах. Для дорожного самосвала она не в пример уже, чем для негабаритного «карьерника». А это прямая экономия на вскрышных работах и т.д. Вот почему тема использования в горнодобывающей промышленности тяжелых дорожных самосвалов живет и продолжает развиваться.
Очевидно, примерно такой логикой руководствовались и здешние горняки. Во всяком случае, претензий к самосвалам Scania по эксплуатации по большому счету нет. Спецы из Новосибирского карьероуправления смогли припомнить лишь пару проблем с ретардерами, которые устранили по гарантии. КТГ составляет 0,9. Более того, через некоторое время парк шведских грузовиков пополнился еще пятью машинами, на сей раз серии G. Пробег самосвалов из первой партии, если пересчитать его из моточасов, доходит почти до полутора миллионов км.

 MG 7249
IMG 7304

ООО «НовоСкан», официальный дилерский центр Scania в городе Искитим (Новосибирская обл.). Оказывает полный комплекс по сервисному обслуживанию карьерных самосвалов. Основная задача – обеспечение обслуживания техники, работающей в горнодобывающей отрасли, на отдаленных карьерах и месторождениях. Как результат – сокращение простоев техники и временных затрат на дорогу, увеличение эффективности ведения бизнеса

 MG 7270

В среднем карьерный самосвал заезжает на обслуживание после отработки 137 моточасов

Cтоп-кадр

На постаменте перед зданием управления «Искитимгорводоканал» красуется первая вакуумная машина 1964 года выпуска на шасси ГАЗ-51
 MG 7246

Мимоездом

ООО «СИБТРАКСКАН»

Группа компаний «СибТракСкан», официальный дилерский центр Scania, ведет свое летоисчисление с 2003 года. Ныне в ее состав входит шесть филиалов: СибТракСкан (Новосибирск), АлтайСкан (Барнаул), Бийск (Алтайский край), ОмскСкан (Омск), ТомскСкан (Томск), НовоСкан (Искитим, Новосибирская область). Общий штат сотрудников на сегодняшний день составляет более 450 человек. Занимает лидирующие позиции в регионе по поставкам коммерческого транспорта свыше 16 тонн.
Головная компания – дилерский центр Scania в Новосибирске. Оказывает полный комплекс по обслуживанию грузовой техники. Сервисная станция работает 24 часа в сутки, без выходных и праздничных дней. Имеет собственный учебный центр по повышению профессионального мастерства водителей.

 MG 7108

 MG 7117

Cтоп-кадр

Недавно АО «Новосибирское карьероуправление» взяло в опытную эксплуатацию тяжелый самосвал IVECO-AMT 7539 на базе шасси Astra HD9 с колесной формулой 8х4. Полная масса такой четырехоски 60 тонн, грузоподъемность – 40 т
 MG 7164

 MG 7291
 MG 7301

Приходящие на СТО машины в обязательном порядке подвергаются мойке, которая занимает 3-4 часа в зависимости от типа породы. Например, вес угольной пыли, облепившей самосвал в процессе эксплуатации, может достигать полутора тонн!

 MG 7284

«Техничка» Scania Assistance на базе полноприводного Соболя. Тяжелый эвакуатор приписан к центральной СТО СибТракСкана в Новосибирске

Но вернемся в НовоСкан. Поначалу ремзона насчитывала всего пять постов. Там проводили ТО и мелкий ремонт. Со временем ее расширили, а затем открыли еще одну ремзону в новом корпусе. Таким образом, нынче в составе СТО, рассчитанной на 16 машиномест, функционируют токарный и шиномонтажный участки, склад, мойка, гостиница… Штат механиков насчитывает 48 человек. Кстати, с 2017-го НовоСкан работает в круглосуточном режиме, что, по оценке Игоря Филоненко, директора НовоСкана, способствует увеличению прибыли клиентов до 25% из-за отсутствия дневных простоев, не говоря уже об их лояльности к марке. Освоен полноценный ремонт и восстановление узлов и агрегатов, в том числе тормозных валов, которые выхаживают потом до двух лет. Пожалуй, исключение составляют лишь кузовные работы и «малярка», которые осуществляются на головной станции СибТракСкан в Новосибирске.

IMG 7305

P440 нового поколения в ожидании покупателей

Дополнительные материалы номера: